Пресса о нас
Сложный ком 23.01.2012
Ситуация на отечественном рынке свежих овощей выглядит парадоксальной даже для видавших виды экспертов аграрной отрасли. С одной стороны, ежегодно сельхозпредприятия всех форм собственности производят значительно больше овощей и картофеля, чем требуется для удовлетворения нужд внутреннего рынка (более того, в последние годы, несмотря на экономический кризис, производство имеет устойчивую тенденцию к росту).
С другой стороны, большие урожаи почему-то не приводят к кардинальному увеличению реализации. Например, потребность населения в товарном картофеле, по данным специалистов, составляет в Украине всего 2,7 млн т; в овощах открытого грунта — 2,2 млн т, а в тепличных овощах — 500-600 тыс.т в год (см. также “Производство…”). При этом в пересчете на душу населения среднестатистическое потребление продукции овощной группы в Европе, как минимум, в 3 раза выше аналогичного украинского показателя.
По мнению ряда экспертов, причина сложившегося положения дел кроется в том, что подавляющее большинство производителей не могут организовать продвижение и реализацию выращенной продукции и прежде всего использовать в качестве основного канала сбыта сетевой продовольственный ритейл (см. “Структура каналов сбыта…” ).
Например, по данным Оксаны Вароди, руководителя проекта Международной финансовой корпорации (IFC) “Развитие фруктового сектора в Винницкой области” (с 2005 г.; около 10 чел.), средний оборот 1 кв.м овощного отдела европейского супермаркета составляет EUR5-6 тыс. в год, а в Украине — EUR1,5-3 тыс. Таким образом, потенциал для наращивания реализации плодоовощной продукции через сетевую розницу в Украине достаточно велик.
Для чего
По оценкам министра аграрной политики и продовольствия Николая Присяжнюка, ежегодно около 50% “овощного” урожая и 60-65% собранного картофеля портятся, так и не дойдя до потребителя. Увы, и рекордный прошлогодний урожай плодоовощной продукции не только не обеспечил прибыли аграриям, но и вообще привел к прямым потерям — в начале 2012 г. отечественные фермеры подсчитали, что общий ущерб отрасли в прошлом году составил 3 млрд грн.
Не спасли ситуацию и наконец начавшие работать оптовые рынки. Между тем даже при избыточном предложении овощей поставщиками и низких закупочных ценах, сложившихся в этом сезоне, отнюдь не все овощные витрины сетевых магазинов радуют широтой ассортимента и качеством продукции.
Во многом вакантные торговые площади сетей оказались неиспользованными вследствие неготовности поставщиков работать в условиях жесткой конкуренции. “В неурожайном 2010 г. ритейлоры готовы были снизить требования к качеству и идти на ценовые уступки поставщикам. Многие сетевики собирали небольшими партиями необходимый объем овощей сразу в нескольких хозяйствах. В этом году все с точностью до наоборот: цены очень низкие, а требования к качеству очень высокие. Сети отдают предпочтение хозяйствам, которые зарекомендовали себя как надежные партнеры на протяжении многих лет”, — рассказала Татьяна Гетьман, руководитель проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты” (г.Киев; с 2003 г.; 15 чел.).
Хотя поставщики, которым удалось удовлетворить требования сетей, оказались в выигрыше. По словамБогдана Зволинского, исполнительного директора Украинской ассоциации производителей картофеля (УАПК; г.Киев; с 2010 г.; 18 членов), “нынешний сезон показал, что сети — это серьезная и выгодная альтернатива открытым рынкам в условиях перепроизводства и значительного предложения овощной продукции”.
Для кого
Вместе с тем, считает г-жа Гетьман, сотрудничество с сетями по силам не всем категориям сельхозпроизводителей. Сети регулярно проводят тендеры между поставщиками, и заложить затраты на предпродажную подготовку продукции и логистику в отпускную цену означает проиграть тендер. Поэтому все эти расходы производитель должен оплатить из собственной прибыли.
“Понятно, что, работая с розничной сетью напрямую, минуя посредников в лице оптовой компании, аграрий может рассчитывать на более высокую цену. Но при этом он принимает и определенные риски. Например, сеть может завысить оценку объема бракованной продукции и отказаться принимать доставленный товар. Проблему с реализацией или утилизацией брака фермер тоже должен решать самостоятельно”, — поясняет г-жа Гетьман.
Кроме того, подчеркивает она, работа с ритейлом подразумевает и отсрочки платежей — фермер должен быть готов кредитовать сеть на срок от нескольких дней до нескольких недель. Иными словами, позволить себе “роскошь” сотрудничества с сетевым ритейлом может крупный производитель, который имеет налаженную логистику, работает сразу с несколькими категориями покупателей (ритейл, переработчики, экспорт, оптовые рынки) и располагает определенным запасом финансовых ресурсов. Для большинства же мелких сельхозпроизводителей самыми удобными каналами сбыта остаются оптовики, которые забирают продукцию с поля и тут же рассчитаются за нее, либо оптовые рынки сельхозпродукции.
Требования розницы
Но стоит отметить, что для работы с сетями мало быть крупным производителем. Необходимо соответствовать особым требованиям, которые предъявляют сети к плодоовощной продукции. Например, по словам Валентины Гилко, менеджера по закупкам ООО “МЕТРО Кеш энд Керри Украина” (г.Киев; с 2003 г.; 31 магазин; 7,2 тыс.чел.), от поставщиков фруктов и овощей сеть требует прежде всего документального подтверждения, что предлагаемый товар полностью безопасен.
Кроме того, говорит г-жа Гилко, “фрукты и овощи должны быть свежими, чистыми, без механических повреждений, чрезмерной влаги, посторонних запахов, одинаковой степени зрелости, калиброванные, а требования к упаковке продукции выдвигаются в соответствии со стандартами сети и национальными санитарными нормами, отдельные условия касаются сертификации производителя”.
Как отмечает Валентина Гилко, у “МЕТРО” обычно не возникает проблем с выполнением этих требований, когда речь идет об импортном товаре. А вот местным поставщикам достаточно трудно соответствовать запросам ритейлора.
“Например, пока только одна отечественная компания — производитель ягод смогла обеспечить поставку соответствующим образом охлажденной и упакованной продукции”, — отмечает Валентина Гилко.
Ольга Рубан, начальник отдела развития направления “Овощи и фрукты” сети “ЭКО-маркет” (г.Киев; 86 магазинов; с 2003 г.; около 8 тыс.чел.), подтверждает наблюдения коллеги: “К сожалению, не все производители могут выдержать конкурсную борьбу на этом рынке. Особенно сложно с поставщиками отечественной продукции — 80% производителей предпочитают работать по схеме “базара”: приехали, на опте продали и забыли. А у нас — особые условия приема товара. Например, продукция на распределительный центр должна поступать упакованная, охлажденная до определенной температуры и т.д.”.
Впрочем, отметим и то, что, предъявляя жесткие требования к поставщикам плодоовощной продукции, отнюдь не все торговые сети сами соответствуют высоким стандартам современной цивилизованной розницы и совершают порой элементарные управленческие ошибки. Это зачастую приводит к неоправданной порче продукции и убыткам поставщиков (см. “Блиц-интервью с поставщиком” ).
Возможности
В то же время крупные поставщики, наладившие долговременное сотрудничество с сетевым ритейлом, находят требования сетевиков вполне разумными. Например, Виктор Гордий, заместитель директора по экономике ЧАСП “Уманский тепличный комбинат” (г.Умань, Черкасская обл.; производство плодоовощной продукции; с 1974 г.; более 500 чел.; общая площадь теплиц — 34,6 га), рассказал БИЗНЕСу:“Невыполнимых требований к поставщикам овощей и фруктов сети не предъявляют. Действительно, когда мы только начинали сотрудничество с продовольственными сетями, было достаточно сложно соответствовать некоторым их требованиям к сорти